Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автотранспорт, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры является экспертиза ДТП, которую в разных условиях зачастую разнолико называют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Однако ни одно из вышеуказанных наименований не является научно-обоснованным и верным, но про это позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) до настоящего времени остается самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных причин.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела это уникальное наименование более 7 лет тому назад, основная масса практикующих следователей, судей, юристов, адвокатов продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь только класс экспертиз, без уточнения вида экспертного исследования.

В результате такого абстрактного и общего определения данного исследования, в общей практике часто появляются ситуации, когда в адрес какого-либо учреждения, где имеются «автоэксперты» (эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), приходят материалы дела, для исполнения которых требуются специальные знания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожных знаков, дорожной разметки, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий).

Возникает неприглядная ситуация, в следствии которой дело возвращается в судебные или следственные органы без надлежащего исполнения, в результате чего сроки не выдерживаются в следствии элементарной неграмотности участников судебно-следственного процесса.

Основные задачи и цели дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• ситуация на месте происшествия: состояние покрытия проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия, обочин;

• текущее состояние дороги в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности должного восприятия водителем возникшей ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• определение значений коэффициентов и параметров, который характеризуют движение транспортных средств и иных объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения автомобиля и иных объектов по полотну автодороги;

Выявление обстоятельств, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые могли способствовать возникновению происшествия: неблагоустроенность дороги, отсутствие дорожных знаков, неверная разметка дороги, неверное расположение дорожных указателей и другие негативные особенности дорожной ситуации.

При назначении автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы эксперту требуется предоставлять все материалы административного, уголовного, гражданского дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для исследования необходимо глубокое изучение всего комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Скажем, в случаях, где основным обстоятельством происшествия выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из Гидрометеоцентра в момент ДТП.